Всегда полный привод, т. Е. Обзор систем привода 4x4

Полный привод, короче говоря, называется 4х4, в первую очередь связан с внедорожниками. Его задача улучшить тягу и т.н. способность бездорожья, то есть способность преодолевать препятствия. Аналогичная задача 4x4 диск играет на обычной машине или внедорожнике. Но в этом случае речь идет не о лучших возможностях для бездорожья, а об уменьшении скольжения или улучшении сцепления с дорогой.

Смотрите также: Типы дисков 4х4 - фото

Однако следует отметить, что под общим термином «диск 4х4» существует множество типов решений и систем.

- Привод 4x4 работает по-разному в классическом внедорожнике, по-разному в внедорожнике и, тем более, в обычном легковом автомобиле, - объясняет Томаш Будни, любитель внедорожников и внедорожного стиля.

Растущая популярность этого решения в легковых автомобилях обусловлена ​​главным образом двумя брендами: Subaru и Audi. Особенно в последнем случае стало известно название патентованного решения немецкого производителя quattro.

- Quattro Drive в настоящее время является торговой маркой, принадлежащей Audi. В зависимости от модели используются различные технологические решения. В настоящее время каждая четвертая Audi продается в версии quattro, - говорит д-р Grzegorz Laskowski, руководитель учебного отдела Kulczyk Tradex, который является польским представителем Audi.

Диск включен

Система привода на обеих осях очевидна на внедорожниках. Большинство из этих транспортных средств оснащены присоединенным приводом. Ведется только одна ось (обычно задняя), и водитель принимает решение, когда привод включается на переднюю ось, когда это необходимо.

До недавнего времени почти у всех родстеров было два рычага управления в кабине - один редуктор, другой - между осевым дифференциальным редуктором, задачей которого является подключение привода ко второй оси. В современных ландшафтах роль этого рычага взяли на себя небольшие переключатели, ручки или даже кнопки, которые переключают привод 4x4 в электронном виде.

Смотрите также: Турбо в машине - больше мощности, но тоже неприятности. руководство

Чтобы улучшить тяговые значения, каждый уважающий себя внедорожник у него есть редуктор, механизм, который увеличивает крутящий момент, передаваемый на колеса, за счет скорости.

Наконец, автомобили, оснащенные блокировками дифференциала - межосевым и отдельным мостом, - предназначены для самых преданных внедорожников. Такую систему можно найти, например, в Jeep Wrangler.

- В этой модели могут использоваться три дифференциальных дифференциала с повышенным трением с электронным управлением - спереди, по центру и сзади. Это решение обеспечивает более быструю реакцию на изменение условий вождения и передачу большего крутящего момента, - объясняет Кшиштоф Клос, специалист по продукции польского бренда Jeep.

Присоединяемый передний привод используется, среди прочего Опель Фронтер, Ниссан Навар, Сузуки Джимни, Тойота Хилукс.

Автоматический привод

Несмотря на высокую эффективность преодоления препятствий, у привода есть некоторые ограничения. Прежде всего, его нельзя использовать на твердых поверхностях, т.е. на дороге. А во-вторых, он тяжелый и не подходит для небольших машин. Конструкторы должны были искать что-то еще.

Решением являются многодисковые муфты: вязкие, электромеханические или электромагнитные. Они играют роль центрального дифференциального механизма, и их общей особенностью является автоматическое дозирование привода на ось, которая в данный момент нуждается в этом. В нормальных условиях приводится в движение только одна ось, но когда электронные датчики фиксируют проскальзывание ведомой оси, часть крутящего момента попадает на другую ось.

Вязкая муфта

До недавнего времени это была очень популярная система привода 4x4 в легковых автомобилях и некоторых внедорожниках. Преимущества - простая конструкция и низкие производственные затраты.

Смотрите также: Тормоза - когда заменить колодки, диски и жидкость - руководство

Система состоит из вязкой муфты с высокой вязкостью, заполненной густым маслом. Его задача - автоматически передавать крутящий момент на вторую ось. Это происходит только при большой разнице в скорости передних и задних колес. Недостатком этого решения является возможность перегрева механизма.

Электромеханическая муфта

Первую скрипку здесь играет электроника. В систему привода установлен специальный контроллер, задачей которого является управление сцеплением на основе данных от датчиков, отслеживающих движение автомобиля.

Эта система может выдерживать гораздо более высокие нагрузки, чем вязкая муфта. Сторонниками этого решения являются Fiat и Suzuki (модели Fiat Sedici и Suzuki SX4).

Электромагнитная муфта

В этом случае многопластинчатый механизм работает на электромагнитной основе. Он может передавать крутящий момент на оси от 50 до 50 процентов. Система активируется при наличии разницы во вращении между передними и задними колесами.

Примером этого решения в сложной форме является система BMW xDrive. Привод обеспечивается системой ESP и тормозной системой, которые могут блокировать дифференциальные механизмы обеих осей.

В случае как электромеханических, так и электромагнитных муфт сложная конструкция является недостатком, который увеличивает производственные затраты и, следовательно, цену автомобиля. Они достаточно долговечны, но в случае поломки затраты на ремонт значительны.

Смотрите также: Ксеноны или галогены? Какие фары выбрать для автомобиля - руководство

В дополнение к BMW, Fiat и Suzuki, среди прочего, используется автоматическая передача крутящего момента 4x4 между осями, в: CR-V Honda, Jeep Compassie, Land Rover Freelander, Nissan X-Trail, Опель Антара, Тойота RAV4.

Haldex, Torsen и 4Matic

Системы Haldex и Torsen развивают идею привода, который автоматически разделяет оси.

Haldex

Конструкция была изобретена шведской компанией Haldex. В дополнение к многодисковой муфте использовалась обширная гидравлическая система для передачи привода между осями. Преимуществом этого решения является возможность его взаимодействия с поперечно расположенным двигателем. Он имеет относительно небольшую массу, но его сложно ремонтировать.

Haldex - это любимая система 4x4 на Volvo и Volkswagen.

Torsen

Сердцем этого типа привода 4x4 является коробка передач с тремя парами червячных передач, которая автоматически распределяет крутящий момент между осями. Во время обычной езды привод передается на оси в соотношении 50/50 процентов. В случае проскальзывания механизм может передавать до 90% крутящего момента на ось, на которой это проскальзывание не происходит.

Torsen - довольно эффективная система, но она также имеет недостатки. Основным является сложное строительство и довольно высокие производственные затраты. Вот почему Torsen можно найти в автомобилях высшего класса, среди других в альфа ромео, ауди или субару.

Смотрите также: Сцепление - как избежать преждевременного износа? руководство

Кстати, термин Torsen следует уточнить. Вопреки распространенному мнению, это не происходит от фамилии, но является сокращением первых частей двух английских слов: крутящий момент (момент) и ощущение (чувство).

Стоит также упомянуть систему 4Matic, используемую Mercedes, которая использует три дифференциальных механизма. Постоянный привод на обеих осях распределяется в пропорции 40 процентов. спереди, 60 процентов сзади.

Вопрос блокировки дифференциала был решен интересным способом. В этой системе роль блоков была возложена на тормоза. Если какое-либо из колес начинает проскальзывать, оно импульсивно тормозится, и больший крутящий момент идет на те колеса, которые имеют лучшее сцепление. Целое с электронным управлением.

Преимущество системы 4Matic заключается в малом весе, поскольку разработчикам удалось исключить многие механические детали. Недостатком, однако, является высокая цена. Mercedes использует систему 4Matic, в том числе в классах C, E, S, R и внедорожниках (класс M, GLK, GL).

Войцех Фрелиховски